Денис Ковалев, участник нашего сертификационного курса для профессиональных преподавателей Йоги задал мне ряд интересных вопросов, ответы на которые проливают свет на особенности практики нашей школы. Слово Денису:
“Осенью 2014 году я посетил Индию, ездил на месячный курс подготовки преподавателей Йоги к одному известному преподавателю. Очень ждал этой поездки и встречи с Мастером, прокручивая постоянно мысли в голове, что встречусь с Учителем и наконец-то встану на путь истинной практики Йоги. Ожидания мои оправданы не были, курсом был не то чтобы разочарован, а шокирован – это тема для отдельной статьи, не будем, так сказать, о грустном…
Но в моей поездке в Индию есть и “другая сторона медали”, мне улыбнулась удача, так сказать, кто ищет, тот всегда найдет, и я познакомился с прекрасными людьми Натальей Маевской и Владимиром Калабиным, опытными практиками и преподавателями Йоги. В дальнейшем нашем общении выяснилось, что они планируют проведение годового курса по подготовке профессиональных преподавателей Йоги, уже тогда я начал задумываться относительно их курса, так как понимал по окончанию курса в Индии, что проводить занятия возможности у меня не будет: то, что там давалось курсом для преподавателей назвать нельзя.
Сомнений было много, я проживаю в Санкт-Петербурге, курсы проходят в Новосибирске , 4 сессии по 10 дней. Сомнений было очень много, а еще больше различных жизненных обстоятельств, целиком и полностью противоречащих моему участию в этом курсе. И вопреки всему я стал участником этого курса и, мягко говоря, был приятно удивлен теоретическому и практическому объему информации, что давалась на сессии и для самостоятельной проработки.
Люди на курсе были все очень разные и интересные, и обучение проходило как от преподавателей нашего курса, так и от каждого участника.
Цель данной статьи поделиться с читателем мировозренческой концепцией и виденьем системного подхода к практике Йоги Натальи Маевской и Владимира Калабина”.
1. – Владимир расскажите, как Вы пришли к Йоге? Чем является для вас практика Йоги?
– В детстве и подростковом возрасте я пробовал свои силы в различных видах спорта. Занимался восточными единоборствами. Параллельно практиковал хатха-йогу. В то время практика Йоги была для меня средством формирования чувства здорового самоуважения. Я научился сложнейшим гимнастическим техникам Йоги, в Индии и во всем мире считающимися эталонными образцами этого вида искусства. Тренируясь, я наработал огромный опыт. Впоследствии именно собственный опыт занятий сделал для меня успешным преподавание Йоги. Оно стало моей профессией, востребованной в современном мире.
Термин Йога можно рассматривать в трех значениях. Первое : одно из шести философско-религиозных направлений (даршан) Древней Индии (Йога-даршана). Второе: методика саморазвития, включающая в себя техники всестороннего саморазвития на плотном и тонких уровнях существования. Третье: связь с Абсолютом или Богом. Техники Йоги, опирающиеся на глубочайший духовный базис Йога-сутр Патанджали, практикуют для того, чтобы наладить связь с Высшим началом и поддерживать ее, продолжая жить в повседневности, решая жизненные задачи, осознавая получаемый опыт.
Лично мне техники Йоги помогали и помогают ощущать свою связь со всем меня окружающим. Это самое главное. Я чувствую сопричастность жизни Вселенной и Силе, ее сотворившей. То, что техники сохраняют молодость и здоровье, гармонизируют психоэмоциональный фон, являются прекрасным способом для реализации творческих порывов и выходом для здоровых амбиций, все это приятный, но побочный эффект основного, главного, значения – без посредников и религиозных догматов, напрямую чувствовать Вселенную. Святые всех конфессий учили: «Бог – в сердце». Ощутить это, пережить каждой клеточкой тела и частицей всего существа позволяет мне йогическая практика. Я весьма далек от того, чтобы бить себя пяткой в грудь и комиссарить, расписывая, всю выгоду моего пути. Я живу в Йоге. Практикую. Учу.
2. – Каким образом сформировалась Ваша школа?
– Мы с мастером Йоги Натальей Маевской объединили наш богатый преподавательский опыт. В совокупности он составил 38 лет. Со всех сторон стали поступать предложения поделиться этим опытом, подготовить преподавателей, собирающихся работать по нашим методикам, открыть представительства в других городах России и за рубежом. Нам оставалось только написать лекционный материал, разработать тестовые последовательности для оценки уровня выпускников. С этим мы успешно справились, зарегистрировали в Индийском Йога-альянсе нашу школу «Королевская йога» для того, что бы наши выпускники могли получить сертификаты Индийского Йога-альянса.
Коснемся мистической стороны происходящего. На определенном опыте своего развития в Йоге появляется устойчивый контакт с Высшей Силой мироздания, осознание своей светоносной природы, и миссии своего земного воплощения.
Наталья обладает древней мудрой душой, много раз воплощающейся в разные времена на нашей планете. Ее задача транслировать свой опыт, полученный в земных воплощениях на тонкие планы и прокладывать душам, воплощенным в нашей действительности, дорогу к звездам. Ее духовный Путь – это путь в Небо, выход из быта и социума, умение общаться с Надмировыми Сущностями и чувствовать Космические энергии. Это Путь воплощения в земную жизнь Вечных Истин, дающий умение подняться над обыденной суетой мирского существования.
Моя Духовная Сущность воплотилась в земной реальности, спустившись с Высших космических планов существования. Мой путь направлен к Матери-Земле, в эгрегор Рода, в опыт живших ранее и живущих в настоящем людей, в Историю, память, события. Мой Путь – обучение жизни на Земле, познание материи и разума.
Мы объединили наши Пути и создали систему, содержащую в себе техники, которые позволяют ученикам найти Небо и Землю в самих себе. Ученики нашей школы «Королевская Йога» становятся одновременно носителями Высших законов Космического Разума и души, и законов Земли и материального мира. Своими действиями в материальном мире наши ученики начинают преобразовывать себя и окружающее пространство, воплощая Вселенскую Силу Любви просто фактом своего существования в гармонии со всем окружающим.
3. – Владимир вВашей школе представляется 7 последовательностей различной сложности и в каждой последовательности уделяется много внимания переходам от асаны к асане. Почему столько внимания уделяется переходам из асаны в асану ?
– Тренировку можно сравнить с музыкальной мелодией, в которой асаны – ноты. Как ноты надо уметь извлечь из музыкального инструмента, так и асаны нужно уметь делать правильно, соблюдая множество нюансов при их выполнении. Но одного разрозненного звучания отдельных нот – весьма и весьма мало. Их надо уметь сочетать, рождая музыкальную композицию. В нашей школе существуют своеобразные «гаммы» – канонические последовательности поз, плавно и регламентировано перетекающих одна в другую. И только освоив учебные последовательности, практикующий начинает импровизировать, тонко чувствуя и физиологические механизмы, задействованные позами и психо-энергетические моменты практики. Мы уделяем равное внимание как отстройке отдельных поз, так и правильному переходу из одной позы в другую, компенсирующую и развивающую эффект предыдущей. Поэтому практика нашей школы во много раз эффективней собиранию тренировки из отдельно взятых и произвольно выполняемых асан.
4. – Расскажите о влиянии Йоги на человека, проживающего в современном Мире. Кроме положительных воздействий на человека, возможны ли отрицательные последствия практики?
– Я могу рассказать только о Йоге нашей школы. Если она практикуется правильно и систематично, под руководством выпускника нашей школы, сдавшего квалификационные экзамены, то происходит всестороннее гармоничное развитие практикующего: улучшается здоровье, психоэмоциональное состояние, приходит успех в межличностных отношениях, и социальной реализации. Символизм названия нашей школы трактуется так. Король – это Высшее сознание верхних чакр. Любящий всем сердцем своего короля народ – это энергии чакр, отвечающих за материальное существование. Когда Голова и Сердце уравновешены и поддерживают работу другу друга, человек начинает чувствовать тонкие энергии и умеет управлять ими нужным для себя способом. Отрицательные последствия могут появиться только при самостоятельном невнимательном изучении и практике материалов нашей школы, или под руководством человека, не прошедшего обучения под нашим началом.
5. – Расскажите про особенности Вашей школы.
– В нашей школе представлен полный спектр йогических техник и медитативных состояний, описанных в Первоисточниках Йоги, таких, как «Йога-сутры Патанджали» и «Хатха-Йога- Прадипика» Сватмарамы. Морально-этические нормы (ямы и ниямы) доносятся до учеников личным примером, с объяснением особенностей их соблюдения в современной действительности. Асаны собраны в гармоничные последовательности, практиковать которые интересно и полезно, как для здоровья, так и для совершенствования психоэнергетической структуры. Дыхательные техники, трасформирующие действия (крийи), концентрации внимания на значимых проявлениях тонких энергий (дришти) встроены в последовательности асан, легко осваиваются и начинают работать сразу нужным для практика образом. Высшие медитативные состояния приходят во время медитации и йога-нидры, энергия этих состояний трансформируется в повседневность, как успех в любой сфере деятельности.
В медитациях нашей школы задействуются символические образы Русского Ведизма, аналогичные Индуистскому, но более близкие и понятные носителю русского менталитета. Наша школа является для нас долгожданным, единственным и любимым Ребенком, и, как для любого родителя их ребенок является самым лучшим на всем свете, так же и наша школа является для нас самой лучшей Йогой. Если бы это было по-другому, мы представляли бы другие школы и направления.
6. – Владимир Вы очень много внимания уделяете заключительной части занятия, Шавасане (глубокому расслаблению), и , что интересно, используете при этом различные музыкальные инструменты , я занимался в разных школах но прежде такого интересного подхода не встречал. Расскажите, пожалуйста, для чего это, как это работает и каково воздействие на человека?
– Большинство преподавателей Йоги других направлений, если и берется проводить практику йога-нидры (йогическое погружение в глубины сознания в шавасане), то делает это под звук проигрывателя или в тишине. И даже такой подход нередко дает психоэмоциональную разгрузку и позволяет телу лучше усвоить полезные воздействия проделанных упражнений. Практика шавасаны под живой звук этнических инструментов, как это происходит в нашей школе «Королевская Йога»(посох дождя, колокольчики, цимбалы, окарины, бубен, варганы, диджериду, ханг, металлофоны, тибетские чаши), позволяет задействовать всю совокупность плотного и тонких тел, улучшая результаты практики и реализуя энергию Йоги в здоровье, творчество, гармонию со всем окружающим. Практикующий легко, естественно и безопасно начинает испытывать высшие мистические состояния Йоги – внетелесный опыт, обучение на тонких планах у Духовных Сущностей, полную реализацию своего земного воплощения. И все это отнюдь не фантазии впечатлительных чудиков, а непосредственно переживаемый в нашей школе жизненный опыт, имеющий практическую пользу в обычной жизни.
То, что шавасана практикуется в других школах Йоги без живого звучания музыкальных инструментов , не является нормой для полноценной практики шавасаны. В главном авторитетном тексте по Йоге, «Йога-сутрах Патанджали» в третьей главе «О совершенных способностях» говорится: «41.Благодаря санъяме на связи между органом слуха и акашей [возникает] божественное слышание». Санъяма – это напряженная однонаправленная концентрация, удерживающаяся долгое время, акаша – это пространство Вселенной, материальное и тонко-энергетическое или духовное.
Практика медитации на звук отражается и в индуистской иконографии. Так божество Шива, покровитель Йоги, изображается с барабанчиком дамару, символизирующим Первозвук, сотворивший все воспринимаемое нами. Часто вокруг барабанчика изображаются буквы санскрита или Первоязыка, воплощающего все аспекты Мироздания. Таким образом, использование нами инструментов во время шавасаны, восходит к самому родоначальнику этой мистической практики. Разберем подробнее символизм позы «мертвого тела».
В традиционной индуистской иконографии, Кали с развивающимися волосами, динамичная женская ипостась Шивы, танцует на супруге, который лежит, трупу уподобясь. Это трактуется следующим образом : Наблюдатель, он же Отстраненный принцип проявления материальной действительности, невовлеченно созерцает танец Энергии, сотворяющей материальную реальность, постигая через это суть самое себя.
Теперь постараемся понять, зачем в йогических первоисточниках рекомендуется после техник хатха-йоги, лежать, подобно Шиве под танцующей Кали. Итак, любой зал, в котором практикуется Йога, становится Йога-шалой, священным пространством. Это пространство можно сравнить с материнской утробой. Как все мы формировались в течении 9 месяцев в материнском животе, слыша стук сердца мамы, так и йог, принимая разнообразные телесные формы на коврике, формирует себе новое физическое тело, неподверженное болезням, и тело духовной энергии, в котором праническая сила течет по очищенным меридианам, где лотосоподобные чакры постоянно получают, отдают и перераспредяляют космическую энергию.
Все мы проходили за 9 месяцев долгий путь, повторяя эволюцию всего живого, становясь кишечнополостным существом, затем рыбкой, земноводным и, наконец, человеческим зародышем. Чтобы родился человек, эмбрион умирает в своем прежнем качестве, проходя через процесс родов. И появляется на свет, обновленным. Так и йог, принимая позы горы, дерева, рыбы, лягушки, иных созданий, легендарных и мифических существ, как и зародыш в утробе, проходит путь эволюции всего живого, посредством пластики тела соединяясь с природными и космическими потоками, а также информационным полем своих легендарных предшественников, в честь которых названы некоторые асаны Йоги.
Дл того, чтобы усвоить весь психоэнергетический и информационный материал, полученный в ходе практики на всех уровнях своего существования, Йог ложится на спину и расслабляет физическое тело, освобождает сознание от повседневных мыслей и погружается в глубину себя. Если все проделано правильно, то сохраняется самовосприятие на фоне внутреннего безмолвия. И практикующий испытывает отделение от физического тела энергетического дубля, с переносом в тонкоматериальную оболочку своего самоосознания. Все мы обладаем подобным опытом выхода из тела: рождаясь, мы вышли из тела матери, умерев, как эмбрион, стали человеческим младенцем. Так и правильная шавасана еще при жизни делает доступным тот опыт, который большинство обычных людей в полной мере испытают лишь при смерти физического тела. Именно об этой практике говорит Патанджали в Третьей главе: «43. Реальная деятельность [сознания] вне [тела называется] Великой бестелесной; благодаря ей устраняется препятствие для света».
Йог, разделившись с физическим телом, получает духовные уроки от основателя своей Традиции, или Божества, с которым имеет духовную связь. Помимо этого, Йог в состоянии внетелесного опыта может заниматься духовным целительством, путешествием в иные пласты реальности, слиянием со Всем Существующим. Практика вхождения в состояние мрита-мудры , ведущая к внетелесному опыту, сопровождалась переводом луча сконцентрированного внимания с участков тела к звукам своего организма: дыханию, ударам сердца, пульсации крови в крупных кровеносных сосудах, шелесту крови в ушных раковинах. Более тонким внутренним звукам, называемым «нада»: тонким звукам прохождении энергии по меридианам и чакрам.
Но все это требовало умения сохранять концентрацию на тончайших раздражителях, без проваливания в сон. Путешествуя в глубины себя, практикующий воссоздавал состояние зародыша в утробе матери, который слышит каждой клеточкой себя удары материнского сердца и работу ее организма. И, как зародыш чувствует мать, так и Йог начинал чувствовать Вселенную и ее сотворивший Божественный Разум. Таким образом, путешествие в глубину своего внутреннего космоса приводило практикующего во внешний Духовный Космос, живой, осмысленный, готовый к общению в понятных для Йогина образах.
Все звуки этнических инструментов, использующихся нами во время шавасаны, передают звучание человеческого организма, слышимое нами во время внутриутробного развития и звуки природных объектов: ветра, дождя, шелеста листвы, пения птиц, а также тонких звуков чакр и энергии, проходящей по меридианам. Процесс восстановления после стрессовых перегрузок проходит быстрее, все многоуровневое воздействие йогической практики лучше усваивается на всех уровнях существа, становится доступным феномен внетелесных переживаний и интуитивное понимание, зачем он нужен, и что с этим делать.
Итак, вспомним, что танцующая Кали – динамический аспект пранической энергии, освобождающий тело от перенапряжений, вызванных прошлыми стрессами и подавленными эмоциями. Эта энергия разблокирует каналы и чакры во время правильно построенной йогической практики. Последующая шавасана и отстраненное самонаблюдение в ней, подобно Шиве, созерцающему танец супруги, приводит к внетелесному опыту и мистическому Единению с Абсолютом. Безопасному и быстрому входу в подобное состояние способствуют звуки этнических инструментов, воспроизводящих звуки материнского организма, природных, космических и тонкоэнергетических объектов.
Эти звуки сопровождают практикующего шавасану, и во время самопогружения, углубляют состояние покоя и создают атмосферу уюта и безопасности. Звуки тибетских чаш и колокольчиков используются нами для очищения пространства от любых дисгармоничных и вредоносных энергий. Подобный звуковой фон является гарантом безопасности этой практики. Когда приходит время возвращаться в повседневную реальность, путем специального звукоизвлечения практикующего выводят назад. И, словно заново родившись, практикующий встает с йогического коврика и покидает зал, рождаясь в свою обычную жизнь обновленным, уходит с занятия, перенаправляя энергию, полученную в процессе всесторонне развивающего йогического тренинга на решение жизненных задач и гармонизации своего окружения.
Так работает шавасана, проводимая под звуки этнических инструментов. У всех народов есть предание о Божестве, принесшим людям Знания космических и земных законов, погибшем и возрожденном. В периоды, связанные с посевом и сбором урожая, проводились обряды плодородия, когда разыгрывались мистерии погребения и последующего возрождения культового Божества. В этих мистериях использовались музыкальные инструменты, вызывающие особое состояние сознания у всех участников церемонии.
Считалось, что если обряд проведен правильно, то будущий урожай будет обильным, а жизнь спокойная. Шавасана под звуки инструментов задействует и этот древнейший мифологический пласт. Ученики нашей школы, испытавшие на себе благотворный эффект шавасаны под звуки инструментов, отмечали у себя случаи удивительного стечения жизненных обстоятельств, помогавшие им реализовать задуманное и добиться успеха в нужном для них направлении. Так энергия Йоги трансформируется в силу благоденствия в мире плотных энергий благодаря шавасане, проводимой под живое звучание этнических инструментов Мастером Йоги, подобным образом транслирующим свой опыт ученикам.
Наряду с прочими живыми инструментами мы во время шавасаны гармонизируем пространство звуками шаманского бубна.
Если вы решите заказать бубен со специальным изображением у нас, то послать заявку и получить ответы на интересующие вас вопросы можно, позвонив +79050950322 или написав maevskaya@ngs.ru