О школе “Yoga of Kings”

 

Создав Школу, Мастера Йоги Владимир Калабин и Наталья Маевская объединили свой богатый преподавательский опыт, совокупно составивший более 38 лет.

 

                                        Символизм названия Школы

Название Школы «Королевская Йога» (далее – ШКЙ) расшифровывается следующим образом. Король – это Высшее сознание верхних чакр. Любящий всем сердцем своего короля народ – это энергии чакр, отвечающих за материальное существование. Когда Голова и Сердце уравновешены и поддерживают работу друг друга, человек начинает чувствовать тонкие энергии и умеет управлять ими нужным для себя способом.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЮ СМОТРИ ЗДЕСЬ

 

                                                   Уровни мастерства

СМОТРИ СХЕМУ ЗДЕСЬ

ШКЙ предлагает многоуровневый подход к целостному развитию человека.

В Школе представлен полный спектр йогических техник и медитативных состояний, описанных в Первоисточниках Йоги, таких как «Йога-сутры» Патанджали и «Хатха-йога- прадипика» Сватмарамы.

Помимо основной деятельности, Школа производит всестороннюю подготовку, оценку и сертификацию преподавателей Йоги, выдавая не только диплом ШКЙ, но и сертификат Международного Йога-Альянса (200, 500). При этом:

  • Вступительные экзамены не проводятся из соображений справедливости и равных возможностей – любой, кто приложит достаточное количество усилий, может попробовать свои силы и, в случае успешной сдачи итоговых экзаменов, получить сертификат.
  • Ученик получает доступ не только к практическому, но и к обширному теоретическому материалу, освещающему всевозможные аспекты йогической традиции.
  • При этом, большое значение уделяется реализации принципа свадхьяи, поскольку будущий преподаватель учится самостоятельно перерабатывать широкий пласт информации, делать выводы и доносить плоды своих исследований до аудитории.
  • В обучении также присутствует творческая игровая составляющая – участники курса вовлекаются в игровые задания (постановки сценок), позволяющие взглянуть с нестандартной стороны на актуальность ведического знания. Для избавления от стереотипов восприятия и деструктивных психологических программ, мешающих процессу обучения, перед учеником ставятся задачи абсурдного характера.
  • Уникальной особенностью подготовки преподавателей Школы является также работа с йогическими артефактами.

В Школе существует 7 ступеней подтверждения уровня мастерства: Light, Basis, Strong, Flex, Profy, Spirit и Master. Первые три изучаются на Базовом курсе для преподавателей, вторые три – на Продвинутом. Уровень Master пока не изучается, т.к. нет достаточного количества учеников, готовых к практике данного уровня.

Каждой ступени соответствует определенная фиксированная последовательность, которая делится на блоки (микросвязки), являющиеся самоценными «кирпичиками» для фундамента полноценной практики, в которой, как правило, используется принцип компенсации:

  • если асана практикуется симметрично, то прорабатываются обе стороны тела (н-р, при скрутке в одну сторону, делается скрутка и в другую), начиная с правой стороны, т.к.:
  1. она обычно сильнее, но менее гибкая, чем левая;
  2. справа находится печень и желчный пузырь, что требует повышенного внимания;
  3. справа находится солнечный энергетический канал и Сурья-падма, активизация которых повышает активность и концентрацию внимания, в результате чего возникает разогрев организма, а зажатые ткани становятся пластичными (эффект аналогичен выполнению Сурья бхедана пранаямы);
  • вслед за прогибом также выполняется компенсация – вытяжение вперед в различных вариантах (любое «складывание» в сторону бедер, в т.ч. Халасана).

Одной из отличительных особенностей Школы является наличие в практике разнообразных виньяс.

Каждой из семи ступеней также соответствует фиксированный набор асан, практикуемых в определенной серии (одна за другой – и никак иначе!) и необходимых для прохождения на последующие уровни. В практику асан гармонично встроены элементы пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи. Последние три образуют санъяму.

Особенную важность представляют частные примеры крий.

Каждой последовательности соответствует определенная мудра. По субъективным ощу- щениям, мудра энергетически «запечатывает» последовательность, заякоривая выполненную работу и произошедшие во время практики внутренние изменения в подсознании.

Большое внимание уделяется Шавасане. В некоторых школах внетелесный опыт считается вершиной практики. В ШКЙ же даже на начальных этапах используются техники осознанного выхода из тела и путешествий с «эфирным двойником» (дублем). Процесс осознанного погружения практикующего в глубины своего сознания сопровождают живые звуки этнических инструментов, которые способствуют осознанию учеником своего истинного предназначения в этом мире. Более подробно о Шавасане будет рассказано в следующем разделе.

 

                                                         Шавасана

Большинство преподавателей Йоги других направлений, если и берется проводить практику йога-нидры, то делает это под звук проигрывателя или в тишине. И даже такой подход нередко дает психоэмоциональную разгрузку и позволяет телу лучше усвоить полезные воздействия проделанных упражнений. Однако, это не является нормой. В третьей главе «Йога-сутр» Патанджали говорится: «41. Благодаря санъяме на связи между органом слуха и акашей возникает божественное слышание».

Практика медитации на звук отражается и в индуистской иконографии. Божество Шива, покровитель Йоги, изображается с барабанчиком дамару, символизирующим Первозвук, сотворивший все воспринимаемое нами. Динамичная женская ипостась Шивы, Кали, танцует на супруге, который лежит, трупу уподобясь. Это трактуется следующим образом: Наблюдатель (Отстраненный принцип проявления материальной действительности) невовлеченно созерцает танец Энергии, сотворяющей материальную реальность, постигая через это суть самое себя.

Зачем же в йогических первоисточниках рекомендуется после техник Хатха-Йоги лежать подобно Шиве под танцующей Кали? Дело в том, что любой зал, в котором практикуется Йога, становится Йога-шалой, священным пространством, которое можно сравнить с материнской утробой. Как все мы формировались в течение девяти месяцев, слыша звук сердца мамы, так и йог, принимая разнообразные телесные формы на коврике, формирует себе новое неподверженное болезням физическое тело и тело духовной энергии, в котором праническая сила течет по очищенным меридианам, где лотосоподобные чакры постоянно получают, отдают и перераспределяют космическую энергию.

Человеческий эмбрион за девять месяцев проходит долгий путь, повторяя эволюцию всего живого (вспомним биогенетический закон Геккеля-Мюллера). Чтобы родился человек, эмбрион умирает в своем прежнем качестве, проходя через процесс родов. Так и йог, принимая позы горы, дерева, рыбы, лягушки, иных созданий, легендарных и мифических существ, проходит путь эволюции живого, посредством пластики тела соединяясь с природными и космическими потоками, а также информационным полем своих легендарных предшественников, в честь которых названы некоторые асаны Йоги. Как зародыш чувствует мать, так и йог начинает чувствовать Вселенную и сотворивший ее Божественный Разум.

Для того, чтобы усвоить весь психоэнергетический и информационный материал, полученный в ходе практики на всех уровнях своего существования, Йог ложится на спину и расслабляет физическое тело, освобождая сознание от повседневных мыслей и погружаясь в глубину себя. Если все проделано правильно, то сохраняется самовосприятие на фоне внутреннего безмолвия. Практикующий испытывает отделение от физического тела энергетического дубля с переносом в тонкоматериальную оболочку своего сознания. В состоянии внетелесного опыта Йог получает духовные уроки от основателя своей Традиции или Божества, с которым имеет духовную связь, может заниматься духовным целительством, путешествиями в иные пласты реальности, слиянием со Всем Существующим.

В ШКЙ практика Шавасаны происходит под живой звук этнических инструментов (посох дождя, колокольчики, цимбалы, окарины, бубен, варганы, диджериду, ханг, металлофоны, тибетские чаши и т.д.), что позволяет задействовать всю совокупность плотного и тонкого тел, улучшая результаты практики и реализуя энергию Йоги в здоровье, творчество, гармонию со всем окружающим. Все звуки этнических инструментов, использующихся в ШКЙ во время Шавасаны, передают слышимое во время внутриутробного развития звучание человеческого организма и звуки природных объектов (ветра, дождя, шелеста листвы, пения птиц), а также тонких звуков чакр и энергии, проходящей по меридианам. Процесс восстановления после стрессовых перегрузок проходит быстрее, все многоуровневое воздействие йогической практики лучше усваивается, и практикующий легко, естественно и безопасно начинает испытывать высшие мистические состояния Йоги: внетелесный опыт, обучение на тонких планах у Духовных Сущностей, полную реализацию своего земного воплощения. И это отнюдь не фантазии впечатлительных чудиков, а непосредственно переживаемый жизненный опыт, имеющий практическую пользу в повседневной жизни.

Таким образом, звуки этнических инструментов, сопровождающие процесс самопогружения в Шавасане, углубляют состояние покоя и создают атмосферу уюта и безопасности. Тибетские чаши и колокольчики используются для очищения пространства от любых дисгармоничных и вредоносных энергий, что является гарантом безопасности этой практики. Когда приходит время возвращаться в повседневную реальность, путем специального звукоизвлечения практикующего выводят назад. И, словно заново родившись, ученик встает с йогического коврика и покидает зал обновленным, перенаправляя энергию, полученную в процессе всесторонне развивающего йогического тренинга на решение актуальных жизненных задач и гармонизацию своего окружения.

                                        Особенности практики

Пространство для практики организуется предельно простым и понятным образом – ученику нужен лишь коврик, который располагают в классическом варианте – «лицом вперед». Во время занятия возможны повороты в боковой плоскости, но акробатические элементы в большинстве последовательностей отсутствуют либо сведены к минимуму.

В ходе практики используются дришти, а также происходит работа с внутренними фантомными ощущениями (техники тактильного воображения – «телесное фантазирование на заданную тему»), т.е. на уровне эфирного тела (пранамайя-коша).

Практику дополняет и насыщает работа с архетипическими природными образами. В основном, задействуются символические образы Русского Ведизма и словесные формулы, свойственные русскому языку.

Будут ли данные техники работать в другой культурной среде? Вполне возможно. Ведь культ поклонения силам природы так или иначе существовал на большинстве территорий древних цивилизаций. А любая словесная формулировка обладает определенной вибрацией, которая оказывает влияние на слушателя, даже если он ее досконально не понимает (желающие могут провести эксперимент: прослушать список «хороших» и «плохих» слов на совершенно незнакомом языке – и отследить свои внутренние ощущения).  В некоторых культурах и странах природные мыслеобразы будут даже быстрее производить впечатление на практикующего, чем на привыкшего много думать русского человека.  Так или иначе, как минимум на русскоязычном пространстве ШКЙ является первой и на данный момент единственной школой, полностью адаптировавшей все возможные уровни практики (не только телесной) для славянского менталитета.

Уже на начальных этапах обучения практикующий учится работать с энергией. Именно поэтому Школа «Королевская Йога» относится к внутренним школам.

Кроме того, используются специфические движения руками – «Жесты силы», много- кратно усиливающие эффективность практики.

Ученик также получает информацию о корректном выполнении бандх. Важно, что мула- бандха используется в любых сидячих позах и позах, связанных с растягиванием промежности и тазового дна, а джаландхара-бандха в Сарвангасанеи Халасане возникает спонтанно.

В практике также используются мудры – техники, преобразующие энергию посредством замыкания энергетических каналов, осуществляемые пальцами, телом, языком.

Неотъемлемой частью практики является санкальпа – позитивное самопрограммирова- ние – как по ходу занятия, так и в глубинных погружениях, в частности, в йога-нидре.

Включая медитативные практики, все восемь ступеней Йоги представлены в Школе:

  • яма и нияма практикуются путем приобщения к регулярной практике техник Школы, которая меняет привычный образ жизни и позволяет избавиться от «отживших убеждений и ошибочных взглядов»;
  • асаны неотделимы от пранаямы;
  • пратьяхара представлена Шавасаной;
  • дхарана сопровождает всю практику (либо на телесной форме асаны, либо на энергетиче- ских аспектах, либо на мыслеобразах);
  • все это естественным образом перетекает в дхьяну и самадхи.

 

СМОТРИ СХЕМУ ЗДЕСЬ

ПОЯСНЕНИЯ К СХЕМЕ

Первоисточники проливают свет на многие аспекты бытия.

Под их живительными лучами в «Море Энергии, Океане Силы» под названием

Практика зародились все составляющие элементы и сама идея Школы.

«Выйдя на сушу», Школа эволюционировала, породив таксономическое разнообразие и положив начало «йогической систематике».

Словно воздухом, все пронизано логикой: асаны и блоки плавно перетекают друг в друга, компенсируя и развивая эффект предыдущего звена => их не рекомендуется менять местами; элементы предыдущего уровня подготавливают практикующего к переходу на следующий, задавая личной эволюции ученика не скачкообразный, а плавный и размеренный характер…

В результате, сквозная логика составляющих элементов наделяет многоуровневую систему ШКЙ способностью вызывать у практикующего состояние Потока…

 

Позитивное влияние практики на жизнь ученика

Основные благотворные эффекты в общем виде перечислены ниже. Безусловно, этот список далеко не полный и будет включать позитивные изменения, актуальные для каждого конкретного практикующего.

В качестве эпиграфа приведены три ключевых рекомендации Учителей ШКЙ (в несколько перефразированном виде): быть готовым трудиться регулярно, иметь терпение и не ждать мгновенных результатов, не насиловать себя и не допускать травматизма.

 

 

                  Благотворные эффекты

 

  • Регулярная практика = широкий пласт внутренней работы
  • Общая гармонизация всех жизненных процессов
  • Восстановление всех органов и систем
  • Улучшение здоровья и психоэмоционального состояния
  • Расширение диапазона восприятия, направляемое в дальнейшем в сферу социальной интеграции
  • Успех в межличностных отношениях
  • Социальная реализация
  • Пробуждение творческого начала
  • Переживание различной глубины инсайтов

 

Краткий словарь терминов к статье

 

Акаша (санскр. «видимость») – особая форма пространства, не имеющая измерений и присутствующая повсюду; Пятый элемент, приблизительно соответствующий понятиям «эфир» и

«квинтэссенция» европейских алхимиков.

 

Артефакт (лат. arte – «искусственно» + factus – «сделанный») – уникальный предмет, обладающий особенными, магическими свойствами.

 

Архетип (др.-греч. «первообраз», «оригинал») в культуре: общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение; в психологии: универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.

 

Асана (санскр. «сидячая поза») – выполненное с концентрацией внимания и осознанным дыханием положение тела, в котором управление энергией и физиологическими процессами в организме осуществляется за счет перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле.

 

Бандха (санскр. «узел», «замок», «плотно удерживать», «сжимать») – мышечный замок; осознанное сокращение определенных мышц тела, которое ведет к раскрытию соответствующих областей пранического и ментального тел; своеобразная «плотина» на пути движения энергии.

 

Виньяса (санскр. «связка», «делать в определенном порядке») – динамическая связка из элементов, гармонично дополняющих друг друга, оптимально подобранных для проработки тела практикующего в режиме вдоха-выдоха.

 

Джаландхара-бандха (санскр. «сеть» + «поток» + «замок») – горловой замок; практика или физический ключ для управления сетью (сплетением) нади в шее.

 

Дришти (санскр. «виденье») – концентрация внимания, сопровождаемая фиксацией взгляда на точке пространства.

 

Дхарана (санскр. «концентрация ума») – абсолютное внимание, устойчивая концентрация ума на каком-либо объекте или мысли.

 

Дхьяна (санскр. «созерцание», «сосредоточение», «медитация») – постижение истинной сути объекта концентрации в состоянии безмыслия; отличается от дхараны тем, что медитирующий становится единым с объектом своей медитации.

 

Инкарнация (лат. «воплощение») – облечение души в материальное тело.

Йога (санскр. «упражнение», «обуздание», «соединение», «гармония» и т.п.) – совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психофи- зиологическими процессами организма с целью достижения возвышенного духовного и психи- ческого состояния; глубокая философия, ведущая к духовному самосовершенствованию.

 

Йога-нидра (санскр. «йогический сон», «осознанный сон») – йогическое погружение в глуби- ны сознания в Шавасане; искусство осознанного расслабления; пограничное состояние ума между сном и бодрствованием.

 

Крийя (санскр. «действие», «движение» + «осознавание») здесь: переход между составляющими элементами упражнений и техник.

 

Мудра (санскр. «печать», «знак» либо «дарующая радость») – энергетическое замыкание, посылающее импульс в систему тонких энергетических каналов (нади) для функциональной оптимизации работы органов физического тела и системы кош.

 

Мула бандха (санскр. «корень», «основа» + «замок», «зажим») – сокращение мышц промеж- ности; поджатие органов таза.

 

Нияма (санскр. «обряд», «ритуал», «соблюдение закона») – нравственная чистота, соблюдение духовных принципов; система внутренних ритуалов человека, набор правил, которых должен придерживаться практикующий йогу; принятие, культивирование, выполнение и развитие позитивных добродетелей, добрых мыслей и принятие этих добродетелей как своей системы.

 

Патанджали (санскр. «падать» + «ладонь», т.к. по легенде упал с неба в ладонь Панини) – основатель Йоги, философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II в. до н.э.

 

Пранамайя-коша – оболочка праны, витальная оболочка, тонкое тело человека.

Пранаяма (санскр. «дыхание» + «контроль», «остановка» либо «энергия» + «накопление») – управление праной (жизненной энергией) посредством осознанного дыхания.

 

Пратьяхара (санскр. «отбрасывание», «отрешение», «отвлечение от внешних влияний» =

«противоположное» + «то, что принимается внутрь») – техника отвлечения чувств от внешних раздражителей; направление внимания на объекты внутренней психической реальности.

 

Самадхи (санскр. «целостность», «объединение», «совершенство») – устойчивая концентрация внимания, вызывающая особое состояние сознания, отличающееся от сна и бодрствования; состояние, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого; состояние просветления, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами, слиянии индивидуального сознания (микрокосмоса) с космическим Абсолютом (макрокосмосом).

 

Санкальпа (санскр. «решимость», «намерение», «воля») – определенное внутреннее намерение, выраженное в краткой, понятной словесной форме в виде позитивного утверждения, которое регулярно повторяется и через какое-то время воспринимается самим человеком таким образом, что становится реальностью; воля Бога, проявляющаяся в решениях человека.

 

Санъяма (самьяма) (санскр. «удержание», «связывание», «соединение») – глубокая работа с сознанием и вниманием; средство познания качеств объекта; в традиции натхов: непрерывное осознавание себя как Атмана, которое не требует усилий и является естественным спонтанным состоянием.

 

Сарвангасана (санскр. «все» + «части тела», «конечности» + «поза») – стойка на плечах в Хатха-йоге; «мать асан» (развивает женские качества терпения и эмоциональной устойчивости).

 

Свадхьяя (санскр. «свое» + «изучение», «исследование»; иногда – «изучение священных писаний», «повторение мантр») – всестороннее обучение, ведущее к самопознанию.

 

Сватмарама – йогический мудрец (XV – XVI вв.), автор “Хатха-йога-прадипики”.

Сурья бхедана пранаяма (санскр. «солнце» + «пронзить») – пранаяма, в которой все вдохи выполняются через правую ноздрю, а все выдохи – через левую.

 

Сурья-падма (санскр. «солнце» + «лотос») – Солнечный центр, проецирующийся на правое подреберье и связанный с правильной работой печени.

 

Сутра (санскр. «нить») – в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, афоризм, позднее – своды таких высказываний, в которых излагались различные отрасли знаний и основы религиозно-философских учений.

Халасана (санскр. «плуг» + «поза») – поза Хатха-йоги, в заключительном положении которой тело напоминает индийский плуг.

 

Хатха-йога (санскр. «настойчивость», «усилие», «интенсивность» + «слияние», «единение»)

– целостная система психофизических техник, которая ведет к самадхи и мокше (мукти).

 

Чакра (санскр. «колесо», «диск») – психоэнергетический центр в тонком теле человека, представляющий собой место пересечения каналов нади, по которым протекает прана (жизненная энергия), а также объект для сосредоточения в практиках тантры и йоги.

Шавасана (санскр. «труп», «мертвец» + «поза») – расслабление в положении лежа на спине.

Эгрегор (др.-греч. «бодрствующий») – душа вещи, ангел, «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие; энергоинформационная структура, изначально возникающая из сонаправленных эмоций и мыслей группы людей, объединенной общей идеей.

 

Эфирный двойник («Linga Sharira», санскр. «модель» + «истаять», «превращаться в прах») – неустойчивый, непостоянный невидимый дубль человеческого тела (эфирное тело, те- ло биоплазмы, доппельгангер), служащий моделью или матрицей физического тела, которое приходит в соответствие с формой, внешним видом и состоянием своего «двойника»; здесь: определенная оболочка, в которую перемещается часть сознания практикующего йога-нидру, в результате чего он способен получать разнообразный опыт, а потом превращать его в некие практические наработки и навыки.

 

Яма (санскр. «воздержание», «самоограничение», «остановка», «контроль») – этические ограничения или универсальные моральные заповеди в индуизме и йоге.

Яр-Йога Владимира Калабина © 2024 All Rights Reserved